Google+ АКЦИЗОМ ПО АВТОМОБИЛЯХ

АКЦИЗОМ ПО АВТОМОБИЛЯХ

Налоговая администрация обязала предприятие уплатить акцизный сбор при продаже находящихся у него на балансе автомобилей, которые ранее были приобретены на территории Украины у производителя и у посредников. Решение налоговой администрации основывалось на том, что в документах на приобретение автомашин не были выделены суммы акцизного сбора, а значит неизвестно, кто оплачивал акцизный сбор. Правомерно ли решение налоговой администрации?

В соответствии со ст. 2 Декрета Кабинета Министров Украины «Об акцизном сборе» от 26.12.92 г. № 18-92 (далее по тексту - Декрет), с изменениями и дополнениями, плательщиками акцизного сбора являются субъекты предпринимательской деятельности - производители подакцизных товаров (продукции), субъекты предпринимательской деятельности, которые импортируют подакцизные товары (продукцию), а также граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые ввозят (пересылают) предметы (товары) на таможенную территорию Украины в соответствии с законодательством.

Статья 1 Декрета определяет акцизный сбор как непрямой налог на высокорентабельные и монопольные товары (продукцию), который включается в цену этих товаров (продукции).

Основываясь на определениях данных в вышеуказанных статьях Декрета можно сделать следующий вывод: покупая у производителя подакцизный товар, в нашем случае автомобили, мы приобретаем его (товар) по цене, в которую включена сумма акцизного сбора, то же самое происходит и в том случае, когда товар приобретается на таможенной территории Украины у посредников, так как при ввозе (импорте) товара посредник должен был уплатить и суммы акцизного сбора (в соответствии со ст. 2 Декрета).

Кроме того, круг плательщиков акцизного сбора, определенный Декретом, является исчерпывающим и включает, как уже говорилось выше, только производителей подакцизных товаров и субъектов (юридических и физических лиц) импортирующих подакцизные товары, таким образом, предприятие плательщиком акцизного сбора не является, так как оно не является ни производителем автомобилей, ни их импортером.

Что касается выделения сумм акцизного сбора, то нормативно такая обязанность возложена на плательщика (декларанта), который на основании грузовой таможенной декларации указывает отдельной строкой начисленную сумму акцизного сбора (п. 11 Инструкции ГГНИУ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины и товары (работы, услуги) экспортируемые за пределы таможенных границ Украины» утвержденной приказом ГГНИУ № 44 от 31.05.94 г.). При приобретении товара в пределах таможенной территории Украины в первичных документах, подтверждающих акт купли - продажи, сумма акцизного сбора отдельно не выделяется, так как она включается, как уже указывалось выше, в цену товара (ст. 1 Декрета).

10 января 2002 года Законом Украины № 2949-III “О внесении изменений к Закону Украины “О защите прав потребителей” статья 23 этого Закона изложена в новой редакции. Несмотря на новую редакцию, существенных изменений статья не претерпела. Состав правонарушений, санкции остались прежние. В отличии от старой редакции статьи, в новой закреплен минимальный размер санкций за нарушения законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, статья имеет нововведение, согласно которого субъект предпринимательства, освобожденный от обязательного ведения учета доходов и затрат, несет ответственность в фиксированном размере.

Последняя часть статьи 23 Закона гласит, что порядок взыскания указанных в статье штрафных санкций определяется КМ Украины.

Пунктом 22 части 1 статьи 92 Конституции Украины закреплено, что исключительно законами Украины определяются деяния, являющимися административными правонарушениями, и ответственность за их совершение. Учитывая указанную норму Конституции, принятие Кабмином порядка взыскания не будет ей противоречить, поскольку в таком порядке не может устанавливаться состав админправонарушения и его ответственность. В противном случае, порядок будет противоречить Основному Закону Украины.

Естественно, взыскание штрафных санкций за нарушение законодательства о защите прав потребителей осуществлялось и до изложения статьи 23 в новой редакции. Такое взыскание проводилось на основании Положения о порядке наложения на хозяйствующих субъектов сферы торговли, общественного питания и услуг, в том числе на граждан-предпринимателей, взысканий за нарушения законодательства о защите прав потребителей, утвержденного постановлением КМ Украины от 14.04.1994 г. № 236. Последние изменение в указанное Положение вносились еще вначале 2000 года.

За прошедшие два года нормы Положения существенно устарели и противоречат новопринятым законам. Положение предусматривает взыскание штрафных санкций в бесспорном порядке, который в настоящее время уже отменен.

Кроме этого, даже, сам факт изложения статьи 23 в новой редакции влечет за собой необходимость существенного изменения Положения, которое, скорее всего, будет заменено новым.