Google+ ИЗЪЯТИЕ ДОКУМЕНТОВ КАК МЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ

ИЗЪЯТИЕ ДОКУМЕНТОВ КАК МЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ

Во время проверки торгового киоска, принадлежащего частному предпринимателю, налоговый инспектор изъял накладные на товар, журнал ЭККА, первичные документы. Взамен налоговый инспектор выдал от руки написанный перечень папок изъятых документов. Какие должны быть действия предпринимателя в этой ситуации? Каким образом должно правильно проводиться и оформляться изъятие документов у предпринимателя?

Изъятие документов является административно - правовой мерой влияния, которая заключается в принудительном лишении возможности пользоваться и распоряжаться документами, связанными с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) дохода (прибыли) или сокрытии других объектов от налогообложения.

Специально порядок изъятия документов регулируется Инструкцией Министерства финансов Украины от 19.05.92 г., утвержденной письмом Министерства финансов Украины от 19.05.92 г. № 7 «О порядке изъятия у предприятий, учреждений, организаций и граждан должностным лицом государственной налоговой администрации документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) дохода (прибыли) или сокрытии других объектов от налогообложения».

При установлении во время проверки факта сокрытия дохода изъятие документов проводится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица Государственной налоговой администрации, которое проводило проверку. Постановление о проведении изъятия оформляется на бланке установленной формы и в течение не более 3-х суток утверждается начальником Государственной налоговой администрации.

Изъятие должно проводиться в присутствии гражданина - предпринимателя (далее - предприниматель).

При этом он имеет право делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол изъятия. Кроме этого, к проведению изъятия могут привлекаться другие лица, которые не работают у данного предпринимателя (например - адвокат).

Здесь особо следует отметить, что продавец киоска, принадлежащего частному предпринимателю, ни в коей мере не может заменить при изъятии самого предпринимателя, так как не является собственником дохода (прибыли) о сокрытии (занижении) которого свидетельствуют изымаемые документы, кроме того он не является также и лицом ответсвенным за ведение указанных документов.

Перед изъятием документов должностное лицо Государственной налоговой администрации определяет перечень необходимых документов, которые подлежат изъятию.

При проведении изъятия налоговый инспектор, должностное лицо Государственной налоговой администрации предъявляет руководителям предприятия и гражданам постановление о проведении изъятия документов.

Во время проведения изъятия, налоговый инспектор должен составлять специальную опись изъятых документов и проводить фиксацию их содержания, о чем указывается в протоколе изъятия. Соответствующие должностные лица и граждане могут взять копии с изымаемых документов (с разрешения и в присутствии налогового инспектора, проводящего изъятие), на которых указать основание и дату их изъятия.

Итак, изъятие оформляется протоколом установленной формы. Копия протокола изъятия вручается под роспись руководящим работникам предприятия, гражданам. Если руководители предприятия и граждане отказываются от подписания протокола изъятия, должностное лицо Государственной налоговой администрации, которое проводит изъятие документов, делает об этом отметку в протоколе изъятия. При этом должностным лицам и гражданам, которые отказались от подписи, предоставляется право дать письменное объяснение о причинах отказа, которое делается в протоколе изъятия.

В случаях составления специальной описи изъятых документов копия ее вручается под роспись должностным лицам предприятий и гражданам, у которых было проведено изъятие документов, о чем делается отметка в протоколе изъятия. Вместо изъятых документов в делах предприятий, граждан остаются их копии или специальная опись, последняя удостоверяется подписью должностного лица Государственной налоговой администрации и главного бухгалтера или других ответственных лиц предприятий и граждан.

Главный бухгалтер может отказаться от подписания описи изъятия подлинных документов, такой отказ фиксируется в протоколе. На изъятых документах запрещается делать любые отметки и надписи. И наконец, следует отметить, что в самой налоговой администрации постановление о проведении изъятия и протокол изъятия являются бланками строгой отчетности.

Таким образом, действия налогового инспектора незаконны и подлежат обжалованию руководству соответствующей налоговой администрации или же в судебном порядке.