Google+ ЧТО СТРАШНЕЕ «СЫРОГО» НОРМАТИЧНОГО АКТА…

ЧТО СТРАШНЕЕ «СЫРОГО» НОРМАТИЧНОГО АКТА…

Как зачастую у нас бывает, благие намерения в решении определенного вопроса сводятся на нет принятием “сырого” нормативного документа, имеющим разные малые или большие “погрешности”. Сказанное в полной мере относится и к Положению о Государственной экологической инспекции, утвержденному постановлением КМУ от 17.11.2001 р. № 1520.

Принятие Положения... было вызвано, в первую очередь, необходимостью урегулирования механизма реализации полномочий ГЭИ.

По сравнению с предыдущим Положением..., утвержденным постановлением КМУ от 02.03.98 г. № 244, в новом Положении... расширено перечень объектов обследования, ГЭИ наделена правом ограничивать или останавливать (временно) деятельность всего предприятия, а не только тех объектов, деятельность которых нарушает требования нормативных актов в сфере охраны окружающей среды; с целью возможности реального ограничения или преостанавления (временно) деятельности предприятия ГЭИ наделена правом опломбирования помещений, оборудования, аппаратуры и объектов предприятий.

Согласно утвержденного Положения... контроль ГЭИ касается, прежде всего, тех предприятий (учреждений, организаций) независимо от форм собственности и подведомственности, которые занимаются производством продукции, строительством, добывают или используют природные ресурсы, осуществляют научно-исследовательские работы или внедрение нового оборудования или технологий, а также осуществляют сброс вредных отходов в окружающую среду, если это приводит к ее загрязнению. В этой связи необходимо подчеркнуть, что согласно п. 5 Положения... ГЭО имеет право контролировать на предмет соблюдения законодательства об окружающей среде не только промышленные или строительные предприятия, но и другие предприятия, деятельность которых, может, и не связана на прямую с вредными отходами или использованием природных ресурсов, например, торговые.

Можно заранее спрогнозировать, что появление такого объема полномочий у ГЭИ отрицательно скажется на деятельности предпринимателей, поскольку Положением... четко не установлено в каких случаях или при наличии каких правонарушений инспектора ГЭИ могут применять те или иные свои полномочия. Например, Положением... вообще не регулируется вопрос, в каких случаях деятельность предприятий ограничивается, а в каких только временно приостанавливается. Не совсем ясно из Положения..., будут ли опломбироваться все без исключения помещения или объекты предприятия, или только те, которые напрямую связаны с нарушением предприятием экологического законодательства.

Такая не урегулированность, как показывает практика, приводит к соблазну малых или больших злоупотреблений со стороны должностных лиц контролирующих органов. О том, что это в первую очередь отразится на “кошельке” предпринимателей - говорить не приходится.

Учитывая, что теперь ГЭИ наделена правом опломбирования помещений, оборудования или объектов предприятий, нарушившего нормы экологического законодательства, заблокировать (хотя бы временно) работу всего предприятия ГЭИ уже под силу. Но в этой связи есть два положительных для предпринимателей момента, на которых хотелось бы остановиться. Первое: правом опломбирования ГЭИ наделена, но самого порядка опломбирования пока не принято. Согласно ст. 19 Конституции Украины органы госвласти и их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, что предусмотренных Конституцией и законами Украины. Это означает, что проведение опломбирования без установления порядка (способа) его осуществления или с нарушением такого порядка - считается согласно указанной статьи Конституции незаконным. Второе: прямой ответственности за снятие пломб законом не установлено. Статью 188- 5 КоАП Украины, предусматривающую админответственность (штраф: 85 - 255 грн.) за невыполнение законных требований или предписаний должностных лиц ГЭИ, последние вряд ли смогут применить, поскольку опломбирование - это не требование или предписание.

Чиновникам инспекции можно противопоставить только отсутствие правонарушений. Банальная фраза, но все же: отвечать за наши “экологические нарушения” будут в итоге наши дети. Если нарушение было совершено, то необходимо помнить и, при необходимости, напоминать контролерам, что они также должны точно соблюдать требования законодательства (ст. 19 Конституции). В случае проведения контролером определенных действий, а порядок, основания, сроки и т.д. такого проведения нигде не установлен, такие действия контролирующих органов считаются всегда незаконными.