О РОССИЙСКИХ “ХИТРОСТЯХ” В СВЕТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ
Если покупатель обращается к продавцу с претензиями, что товар, преобретенный в его розничной точке, неисправен, то продавец согласно Закона Украины “О защите прав потребителей” может поступить следующим образом:
1) согласиться с тем, что товар неисправен по вине его производителя, и выполнить одно из требований покупателя, предусмотренного п. 1 ст. 14 Закона, будто заменить товар на аналогичный надлежащего качества либо вернуть покупателю полную стоимость товара;
2) предположить, что неисправность товара произошла по вине самого покупателя. В этом случае согласно п. 4 ст. 19 указанного Закона экспертизы не избежать.
Указанная статья Закона прямо гласит, что экспертиза осуществляется за счет продавца. Обязать покупателя оформлять у нотариуса “залоговую сумму” для проведения экспертизы по законодательству Украины нельзя. Только в добровольном порядке покупатель может внести определенную сумму для обеспечения проведения экспертизы, что на практике встречается крайне редко. Это означает, что обязанность доказывания виновности самого покупателя в неисправности товара лежит на продавце, в т.ч. и за его счет.
В случае, если продавец докажет, что неисправность товара возникла вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, то он имеет право не выполнять претензии покупателя и взыскать с него в судебном порядке причиненные проведением экспертизой убытки. Но в этом случае продавцу стоит запастись терпением, так как рассмотрение дел в суде длится не один день и не месяц, и принятое решение необходимо будет еще исполнить. Это длительный, но единственно законный путь возврата назад своих денег.
Продавец может попытаться “избежать” проведения экспертизы. Настойчивому покупателю необходимо сразу же сообщить, что экспертиза стоит гораздо дороже самого товара, и в случае, если будет доказано, что неисправность возникла по вине покупателя, последний останется с неисправным товаром плюс будет возмещать все причиненные проведением экспертизы убытки. А в добавок ко всему оплачивать судебные издержки, в т.ч. затраты на оплату труда адвоката, что само по себе не дешево. Иными словами убедить покупателя, что “овчинка выделки не стоит”.
Безусловно, любой продавец имеет право свой товар уценить, а уцененный товар снять с гарантийного обслуживания. Но, пожалуй, это не самый лучший способ избежать претензий покупателей.
Во-первых.
Не стоить забывать, что покупатели стремятся как минимум убить сразу “двух зайцев”. И товар купить подешевле, и гарантию на него получить. Поэтому, не исключено, что многие покупатели откажутся от покупки технически сложного товара без гарантии, несмотря на клятвенные заверения о качественности товара и известности его производителя. В этом случае стоит просчитать на чем продавец больше теряет - на гарантийном обслуживании или же на “потере” клиентов.
Во-вторых.
Несмотря на то, то товар купленный без гарантии, его покупатель на основании п. 4 ст. 13 Закона имеет право предъявить продавцу соответствующие требования, если неисправности товара обнаружены им на протяжении шести месяцев с момента покупки. Требования такого покупателя могут быть аналогичными требований, что предоставляются Законом покупателю на товар с гарантией. Единственное условие, чтобы неисправности товара без гарантии были обнаружены не позднее шести месяцев с момента его покупки.
В-третьих.
Отказ фирмы-поставщика оплачивать расходы продавца на гарантийное обслуживание товара не является основанием для уценки товара. Согласно совместного постановления КМ Украины и НБУ от 19.04.93 г. № 279 и Порядка проведение дооценки остатков товарно-материальных ценностей, утвержденного Минекономики Украины от 31.05.93 г. № 37-20/248 и Минфином Украины от 31.05.93 го. № 07-104, разрешается осуществление уценки товаров на начало каждого месяца при условии изменения цен на производственные и другие запасы товаров и материалов с направлением суммы дооценки, полученной от реализации готовой продукции, на пополнение своих оборотных средств.
Если товар на самом деле уценке не подвергался, а в уголке покупателя в объявлении сказано, что он уценен и снят с гарантийного обслуживания, то это может квалифицироваться не иначе как обман покупателя. При обнаружении - просто штрафом можно и не отделаться.
В сложившейся ситуации продавцу можна посоветовать трезво звесить все за и против применения подобных “хитростей”. В подавляющим своем большенстве нормы Закона Украины “О защите прав потребителей” стоят на стороне покупателя, а не продавца. Иногда бывает выгодным сменить фирму-поставщика или производителя товара, а то и перейти на торговлю другим видом товаров, не доставляющим столько хлопот.
В любом случае выбор остается за самим продавцом, ведь предпринимательство - это деятельность по получению дохода на собственный страх и риск (ст. 1 Закона Украины “О предпринимательстве”).